Новости

Как выбрать хорошие автомобильные весы?
Как уберечь себя от ряда типичных ошибок при покупке весов

Как выбрать хорошие автомобильные весы?

Журналы и ИНТЕРНЕТ сегодня просто пестрят десятками предложений, обещающими «самые точные», «самые лучшие», «самые дешевые» и даже «бесфундаментные» автомобильные весы. Как сделать выбор?

Прочитайте эту маленькую статью, написанную мной, Генеральным директором крупнейшей в России компании, производящей весодозирующую технику. Думаю, что смогу уберечь Вас от ряда типичных ошибок, часто совершаемых покупателями. 

Метрологи говорят, что весы это средство измерений. Такое же, как термометр или штангенциркуль. Формально они, конечно же, правы, однако у нас, предпринимателей, есть и своя точка зрения. Для нас весы – это машинка для подсчета прибыли, правда, совсем не похожая на те машинки, которыми считают в банке денежные купюры.

В каждой отрасли материального производства есть сырье и готовая продукция. Есть технологический процесс, который превращает сырье в конечный продукт. Эффективность процесса переработки невозможно оценить без взвешивания и учета. Сегодня это принято называть производственным учетом.

Деньги мы считаем без ошибок – это просто процесс счета. В отличие от счета, измерения всегда сопряжены с различного рода погрешностями. Весы, как термометры, рулетки и манометры, не являются исключением. Погрешность взвешивания, естестственно, существует и задача производителя весов состоит в том, чтобы она была как можно меньше, а весы соответствовали стандартам. А задачами их пользователя являются грамотный выбор и эксплуатация приобретенных весов.

Прежде всего, о том, какие Вам необходимы весы? Какие автомобили с сырьем и продукцией Вы будете взвешивать – надо примерно знать их длину и массу «брутто», т.е. с грузом. В прежние времена в колхозах и совхозах устанавливались 12-метровые механические весы с наибольшим пределом взвешивания (НПВ), равным 30т, что с лихвой перекрывало всю использовавшуюся в то время гамму грузовых автомобилей. Сегодня такой длины грузоприемной платформы весов явно недостаточно – для седельных тягачей с европейскими полуприцепами нужны весы длиной 18м и НПВ = 40т или даже более. Для взвешивания приходящих из-за рубежа автопоездов часто приходится устанавливать весы длиной до 24 м.

Поскольку цена автомобильных весов напрямую связана с их длиной, Вам надо хорошо подумать о том, сколько и каких автомобилей придется взвешивать реально. Как правило, современные весы на тензодатчиках имеют металлическую модульную платформу из 5…6-метровых модулей, и производителю не составляет большого труда поставить для Вас весы длиной 6, 10, 12, 15, 18, 22 и 24м.

Если у Вас, например, серьезный свинокомплекс или большая ферма КРС, то, конечно, самым оптимальным будет выбор 18-метровых весов с НПВ = 60т. Вы будете взвешивать и корма, доставляемые короткобазными спецавтомобилями и «живой вес» в длинных скотовозах. Если же Вы фермер, то на первых порах все задачи учета можно закрыть и самыми малыми 6-метровыми весами с НПВ-30т. А с годами, по мере развития хозяйства, удлините весы, докупив дополнительные модули.

Теперь, о самом важном – точности. Все автомобильные весы относятся к среднему классу точности по ГОСТ 29329. Практически это означает, что число поверочных делений для них составляет, как правило, 1500…4000. Оно показывает, сколько раз цена деления весов укладывается в полном диапазоне измерения. Например, для автомобильных весов с НПВ = 30т при цене поверочного деления 10кг число поверочных делений равно 3000. Чем выше число поверочных делений, тем точнее весы и наоборот. В принципе, 3000…4000 делений – это тот современный уровень точности автомобильных весов, который достигнут лучшими мировыми и отечественными производителями.

Практические рекомендации сводятся к тому, чтобы выбирать весы с числом поверочных делений порядка 3000. Например, весы с НПВ = 30 и 40т должны иметь цену деления 10кг, а с НПВ = 50, 60 и 80т – соответственно 20кг. Весов с числом поверочных делений 6000 (например, 60т/10кг) согласно Европейским стандартам и Рекомендациям Международной организации Законодательной Метрологии не бывает!

Несколько важных слов о важной части весов -- их фундаменте. Именно от него во многом будет зависеть реальная точность Ваших весов. В отличие от механических, упоминавшихся выше, электронные весы на тензодатчиках имеют гораздо более простой и дешевый фундамент. Но совсем без него весы хорошо работать не будут. Причем внешне Вы и не заметите этого – на индикаторе будут гореть какие-то цифры, которые Вы будете принимать за истинный вес. Только через определенный учетный период времени, когда у экономистов «концы с концами» не будут сводиться, Вы, возможно, вспомните о «странных» явлениях -- «невозврате» нуля, непостоянстве показаний, когда автомобиль стоит на весах и т.д. Чаще всего во всем этом виноват плохой фундамент или его отсутствие.

В порыве эмоциональной агитации за покупку именно их весов, некоторые недобросовестные продавцы, а иногда даже и производители убеждают покупателя в том, что весы будут надежно и правильно работать и без фундамента – на асфальте двора, плитах, лежащих на грунте или утрамбованном песчано-гравийном основании. Не поддавайтесь! Убытки от неучтенной продукции вследствие «вранья» таких весов будут неизмеримо больше Вашей первоначальной «экономии» на устройстве фундамента. Эксперименты показывают, что при паспортной погрешности весов ± 20 кг реальная погрешность из-за плохого основания может быть в 5…20 раз больше! А ведь это уже 2…8% урожая или 10…40% прибыли!

Не покупайтесь на эффектном прилагательном «бесфундаментные»! Вы же не будете строить свой собственный дом без фундамента? Вы ведь изучите несущую способность и состав грунтов, высоту и агрессивность грунтовых вод, глубину промерзания – хотя бы основные параметры, которые помогут Вам правильно выбрать фундамент. А ведь автомобильные весы вместе с взвешиваемым автомобилем весят не меньше Вашего личного дома, да и нагрузка эта прикладывается циклически – по 10…200 раз в сутки! Больше того! В Государственном Реестре средств измерений нет ни одних, так называемых, «бесфундаментных» автомобильных весов, а значит и у потребителя их быть не должно!

Важно то, что хороший фундамент не только обеспечивает Вам работу весов с заявленной точностью, но и повышает надежность их работы. Ведь вследствие проседания опор могут возникнуть «эффект табуретки», недопустимое по амплитуде раскачивание грузоприемной платформы, влекущее за собой повреждение датчиков и элементов металлоконструкций.

«Сердце весов» -- весоизмерительные тензорезисторные датчики -- должны быть герметичными. Спросите об этом продавца. Рекомендую, чтобы степень их защиты была не хуже IP67 по ГОСТ 14254. Лучше, конечно, чтобы корпус датчиков был изготовлен из нержавеющей стали и имел самую высокую степень защиты – IP68. Надежность весов существенно повысится, если датчики будут иметь встроенную систему грозозащиты – это особенно актуально для степных южных районов России. Помните о грызунах! Защита от них одна – кабели датчиков должны быть проложены в трубах или металлорукаве.

Положим, что Вы остановились на весах каких-то двух или трех производителей и теперь предстоит сделать выбор. Характеристики весов и цены близки. Как быть? Необходимо изучить информацию о производителе, поскольку лучше всего приобретать весы непосредственно у него или у его регионального представителя. Общаясь с представителем по телефону или по электронной почте, получите конкретные ответы на несколько важных вопросов, которые сделают выбор простым и логичным.

Сколько лет существует фирма и как давно она выпускает автомобильные весы? Сколько всего автомобильных весов произведено и установлено? Попросите референс-лист и договоритесь о посещении двух-трех ближайших пользователей, занимающихся похожим бизнесом, если это, конечно, возможно. По возможности посетите производство, – очень важно кто и в каких условиях производит весы. Сертифицирована ли система управления качеством производителя по стандарту ИСО 9001? Есть ли сертификат утверждения типа на данные весы и каков срок его действия? Кто будет осуществлять сервисное гарантийное и послегарантийное обслуживание весов, и как далеко от Вас расположена эта фирма?

 

Сенянский М.В.
Генеральный директор ЗАО ВИК «Тензо-М»
Президент РАПВТ

Источник: https://www.tenso-m.ru/publications/136/

 


Обратная связь

Оставьте ваши контактные данные и мы свяжемся с вами